11
Чувство, мы помним, понимается широко, как πάθος, состояние, опыт. В языке то же чувство, но дважды. Чувство, вступившее в отношение к самому себе, отраженное, рефлексированное. Чувство, сделавшее себя знаком самого себя. … Как возможно такое удвоение чувства в человеке, откуда оно, какой в нем смысл?
В.В. Бибихин Слово и событие, «В поисках сути слова».
И здесь нам в самую пору задать себе первые, может быть, по своему смыслу самые простые (пусть даже и звучащие по-детски совсем уж, «слишком» наивно) из тех какие мы вообще могли бы здесь перед собой поставить контрольные вопросы.
А действительно ли мы можем в первую очередь и главное только – видеть сон, а не каким-либо ещё иным способом своего чувственного восприятия испытывать его действие на себе: посредством той или иной формы действия своего телесно-физического ощущения воспринимать для себя сам факт нахождения нас в определённом виде «состояния сна» или же факт явления нам определённого образа своего «сновидения»?
Почему мы, например, никак не можем подобного рода образом действия своего чувственного восприятия феномена сна в бытии своей жизни в собственном смысле этого слова слышать сон, слушать своё собственное сновидение?
***
Но ведь и сам язык как будто бы нам подсказывает здесь нужные слова, даёт единственно возможные варианты ответа на поставленный вопрос.
Например, мы почти никогда не скажем, в противоположность вполне устоявшейся в нашем языке форме выражения «видеть сон», что мы, находясь в состоянии сна, могли бы «слушать сон» – воспринимать на слух своё собственное сновидение.
Но зато мы всегда можем сказать: или то, что слышали «во сне» какие-то звуки, произносимые кем-то слова, доносящийся до нас «из сна» чей-то голос;
Или же то, что слушали чей-то чужой сон, рассказываемый нам «со стороны» кем-то другим;